СОГЛАСОВАНО на общем собрании трудового коллектива Председатель общего собрания ________________В.Е.Лисик | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО СШ №13 ______ Г.Н.Молодцов «_____»____________2023г. Приказ № 1-К от 19.01.2023 |
Кодекс
этики и служебного поведения работников
МБУДО СШ № 13
«Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних». Сократ. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Данный Кодекс этики и служебного поведения работников СШ № 13 (далее – Кодекс) – документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в школе, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри нашей школы, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.
3. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности спортсменов и тренеров и сотрудников школы, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношения друг к другу и к окружающим. 4. Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса. 5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе, как отдельных практических тренеров, так и иных служб спортивного учреждения; изменения и дополнения утверждаются Тренерским советом. 6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников тренировочного процесса (спортсменов, родителей, тренеров). Содержание Кодекса доводится до сведения тренеров на тренерском совете, родителей – на родительских собраниях, спортсменов – на тренировочных занятиях. 7. Нормами Кодекса руководствуются тренеры и все сотрудники СШ, работающие со спортсменами. 8. Данный Кодекс определяет основные нормы профессиональной этики, которые: - регулируют отношения между тренерами, спортсменами и их родителями, а также другими работниками СШ; - защищают их человеческую ценность и достоинство; - поддерживают качество профессиональной деятельности тренеров и честь профессии; - создают культуру спортивного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости. Предмет регулирования. 1.1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) тренера, которых он придерживается в СШ в течение всего тренировочного процесса, а также во время проведений спортивных мероприятий. 1.2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых тренер сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу. 1.3. Тренерский совет СШ обязан ознакомить с Кодексом всех тренеров-преподавателей, спортсменов, родителей и других работников СШ. 2. Цель Кодекса 2.1. Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения. 2.2. Кодекс способствует тому, чтобы тренер-преподаватель сам управлял своим поведением, способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установлению в школе благоприятной и безопасной обстановки. 3. Сфера регулирования 3.1. Кодекс распространяется на всех тренеров-преподавателей. 3.2. Руководитель СШ, администрация СШ, комиссия по этике, тренеры-преподаватели и другие сотрудники школы, родители способствуют соблюдению этого Кодекса. 4. Источники и принципы спортивной этики 4.1 Нормы спортивной этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека . 4.2 Основу норм Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность. 5. Механизмы внедрения Оптимальными формами внедрения являются: 1) интерактивные семинары, информирующие о Кодексе и его исполнении; 2) информационное обеспечение, призванное разъяснить назначение Кодекса и механизм его реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций; 3) трансляция через менеджмент - особенно первых лиц - демонстрирующая, что руководство не только говорит о важности исполнения Кодекса, но и само образцово его исполняет; 4) стимулирование сотрудников, организация внутришкольных конкурсов с выдачей грамот, похвальных листов; учет соблюдения Кодекса при распределении премиального фонда учреждения. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ 1.1. Профессиональная этика тренера-преподавателя требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей. 1.2. Тренер-преподаватель требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание. 1.3. Для тренера-преподавателя необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы. 2. Ответственность 2.1. Тренер-преподаватель несет ответственность за качество и результаты доверенной ему спортивной работы. 2.2. Тренер-преподаватель несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его присмотром. 2.3. Тренер-преподаватель несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы. 3. Авторитет, честь, репутация 3.1. Своим поведением тренер-преподаватель поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь тренера. 3.2. Тренер-преподаватель передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. 3.3. В общении со своими спортсменами и во всех остальных случаях тренер-преподаватель уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета. 3.4. Авторитет тренера-преподавателя основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих спортсменах. 3.5 Тренер-преподаватель воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах. 3.6. Тренер-преподаватель имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения со спортсменами и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей. 3.7. Тренер-преподаватель дорожит своей репутацией. ГЛАВА 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ. 1. Общение тренера-преподавателя. 1.1. Стиль общения тренера-преподавателя строится на взаимном уважении. 1.2. В первую очередь, тренер-преподаватель должен быть требователен к себе. Требовательность тренера-преподавателя по отношению к спортсмену позитивна, является стержнем профессиональной этики и основой его саморазвития. Тренер-преподаватель никогда не должен терять чувства меры и самообладания 1.3. Тренер-преподаватель выбирает такие методы работы, которые поощряют в его спортсменах развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим. 1.4. При оценке поведения и достижений своих спортсменов тренер-преподаватель стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию тренировочного процесса. 1.5. Тренер-преподаватель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем спортсменам. 1.6. При оценке достижений спортсменов тренер-преподаватель стремится к объективности и справедливости. 1.7. Тренер-преподаватель постоянно заботится о культуре своей речи и общения. 1.8. Тренер-преподаватель соблюдает дискретность. Тренеру-преподавателю запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему спортсменом информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 1.9. Тренер-преподаватель не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих спортсменов, требовать от них каких-либо услуг или одолжений. 1.10. Тренер-преподаватель не имеет права требовать от своего спортсмена вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если тренер-преподаватель занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором. 1.11. Тренер-преподаватель терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих спортсменов. Он не имеет права навязывать свои взгляды.
2.1. Взаимоотношения между тренерами-преподавателями основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Тренер-преподаватель защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии спортсмена или других лиц. 2.2. Тренер-преподаватель как образец культурного человека всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо. 2.3. Тренеры-преподаватели избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если же тренеры-преподаватели не могут прийти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет права направить в Комиссию по этике просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет. 2.4. Тренеры-преподаватели СШ стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Тренеров-преподавателей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие. 2.5. Преследование тренера-преподавателя за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в СШ между тренерами-преподавателями высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В школе не должно быть места сплетням. Сотрудники СШ при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь школы за пределами учреждения, в том числе и в социальных сетях Интернет. Если такое будет выявлено членами Комиссии по этике или же другими сотрудниками школы, а также спортсменами, то Комиссия имеет право вызвать на Особый тренерский совет «нарушителя» (тренера-преподавателя, спортсмена, сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном действии и привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности (выговор). Тренер-преподаватель не вправе разглашать полученную информацию о деятельности других работников СШ, если это не противоречит действующему законодательству. 2.6. Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы, комментарии за пределами СШ, а именно выступая на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер-классах. 2.7. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в спортивной жизни обсуждаются и принимаются в открытых тренерских дискуссиях. Решение об обнародовании критики принимается большинством голосов членов Комиссии по этике, без согласования с руководителем. 3. Взаимоотношения с администрацией. 3.1. СШ базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Администрация СШ делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений тренера как основного субъекта спортивной деятельности. 3.2. В СШ соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель школы и Комиссия по этике. 3.3. Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы тренеров, и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми тренерами-преподавателями своего мнения и защите своих убеждений. 3.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать тренеров-преподавателей за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из тренеров-преподавателей основываются на принципе равноправия. 3.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни тренера-преподавателя, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей. 3.6. Оценки и решения руководителя СШ должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах тренеров. 3.7. Тренеры-преподаватели имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы школы. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру тренера-преподавателя и на качество его труда. Важные для тренерского сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
Если затянувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то Комиссия по этике имеет право созыва «экстренного тренерского совета», на котором разбирается данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об отстранении данного тренера, сотрудника СШОР от занимаемой должности. За руководителем СШ остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта, но Комиссия по этике может рекомендовать (аргументировано, на основании полученных доказательств) Совету школы и руководителю о принятии какого-либо решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, также руководитель, вне зависимости от решения Совета школы и рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето. 3.9. Тренеры-преподаватели школы уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается Комиссией по этике. 3.10. В случае выявления преступной деятельности тренера(ов)-преподавателя и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель школы должен принять решение единолично или при необходимости привлечь Комиссию по этике для принятия кардинального решения (действий) по отношению к нарушителям. 3.11. В целях противодействия коррупции работнику рекомендуется: - уведомлять работодателя, органы прокуратуры, правоохранительные органы обо всех случаях обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; - не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения); - проявлять при исполнении должностных обязанностей честность, беспристрастность и справедливость не допускать коррупционно опасного поведения (поведения, которое может восприниматься окружающими, как обещание или предложение дачи взятки, как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки либо как возможность совершить иное коррупционное правонарушение). 4. Отношения с родителями и опекунами спортсменов. 4.1.Консультация родителей по проблемам воспитания детей – важнейшая часть деятельности тренера. Он устраняет причины конфликтов на основе принятых этических принципов в учреждении. 4.2.Тренер-преподаватель не разглашает высказанное спортсменами мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов о спортсменах. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего тренеру упомянутое мнение. 4.3. Тренеры-преподаватели должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями спортсменов; не имеют права побуждать родительские комитеты организовывать для тренеров угощения, поздравления и тому подобное. 4.4. Отношения тренеров-преподавателей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений спортсменов.
5.1. Тренер-преподаватель старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни тренер избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения. 5.2 Тренер-преподаватель хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним. 6. Академическая свобода и свобода слова 6.1. Тренер-преподаватель имеет право пользоваться различными источниками информации. 6.2. При отборе и передаче информации спортсменам тренер-преподаватель соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо. 6.3. Тренер-преподаватель может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны. 6.4. Тренер-преподаватель имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике в сфере спорта, а также о действиях участников тренировочного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными. 6.5. Тренер-преподаватель не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию. 7. Использование информационных ресурсов. 7.1. Тренеры-преподаватели и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых тренерам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения. 8. Личные интересы и самоотвод. 8.1. Тренер-преподаватель и директор школы объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей. 8.2 .Если тренер-преподаватель является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения. 8.3. Тренер-преподаватель не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить администрации и лицам, рассматривающим данное дело.
9.1. Директор школы должен сохранять беспристрастность при подборе на работу нового сотрудника или повышении сотрудника в должности. |
10. Механизм работы Комиссии по этике.
10.1. Председателя Комиссии по этике выбирают большинством голосов путем открытого голосования в рамках проведения собрания работников учреждения.
10.2. Срок полномочия председателя один год без права переизбраться на второй срок.
10.3. Председатель после своего избрания на этом же собрании имеет право изъявить желание и рекомендовать к себе в Комиссию четырех человек, но они также избираются путем открытого голосования.
10.4. Члены Комиссии также избираются сроком на один год без права переизбрания.
10.5. Один раз в полугодие Председатель Комиссии по этике предоставляет отчет о проделанной работе директору СШ.
10.6. Комиссия по этике принимает заявления от тренеров-преподавателей, сотрудников, спортсменов и их родителей только в письменной форме.
10.7. Комиссия по этике по поступившим заявлениям разрешает возникающие конфликты только на территории СШ, только в полном составе и в определенное время, заранее оповестив заявителя и ответчика.
10.8. Председатель Комиссии имеет право наложить вето на решение членов комиссии.
10.9. Председатель Комиссии подчиняется директору СШ, но в своих действиях независим, если это не противоречит Уставу школы, законодательству РФ.
10.10. Комиссия по этике осуществляет гражданский контроль (в данном случае этический) по работе и только Председатель наделен полномочиями делать замечания работникам школы как в реальной, так и в виртуальной среде.
10.11. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для профилактической беседы тренера, сотрудника, спортсменов и их родителей не собирая для этого весь состав Комиссии.
10.12. Председатель имеет права обратиться за помощью к руководителю СШ для разрешения особо острых конфликтов.
10.14. Председатель и члены Комиссии по этике не имеют права разглашать информацию поступающую к ним.
10.15. Комиссия несет персональную ответственность за принятие решений.
10.16. Никто, кроме членов Комиссии, не имеет доступа к информации. Руководитель школы лишь правдиво информируются по их запросу.
10.17. Вызов Комиссией на «беседу» тренера, сотрудника, спортсменов и их родителей не игнорируется, в противном случае данный конфликт перестает быть этическим и носит характер служебного проступка, он передается в ведение администрации.
Комиссия также имеет право подать жалобу на имя руководителя СШ. При поступлении трех заявлений автоматически идет вызов к руководителю учреждения.
10.18. Пожаловаться на Комиссию можно только в письменной форме, поданной на имя руководителя СШ. В данном случае Председатель Комиссии должен будет также в письменной форме опровергнуть данное заявление-жалобу, либо его прокомментировать, либо принять во внимание и исправиться.
10.29. Каждый несет персональную ответственность за подачу непроверенных сведений.